top of page

IV Московский кубок сомелье


Как все уже знают, в прошедшие выходные в Столице с успехом прошёл IV Московский кубок сомелье.


Победителем стал Владимир Косенко, второе место занял Денис Юрченко, а Олеся Александрова, отпраздновавшая в день отборочного тура день рождения, поздравила себя заслуженным финалом и третьим местом!

Мы от всей души поздравляем Владимира, Дениса и Олесю, а также благодарим всех участников, членов жюри, зрителей, и конечно, наших многочисленных партнёров, без которых этот праздник не мог бы состояться.


IV Московский кубок сомелье | РАС
IV Московский кубок сомелье | РАС

 


И, несмотря на то что ситуация с коронавирусом снова ухудшается, работа Российской ассоциации сомелье не останавливается. Мы уже готовим новый, интересный конкурс, который пройдёт он-лайн и, главное, будет доступен для всех желающих.

Ну а пока мы решили вспомнить, с чего всё начиналось, и взяли интервью у победителя первого российского профессионального конкурса. Поскольку масштаб Ассоциации тогда ещё ограничивался Москвой, в какой-то мере можно сказать, что это и был первый «Московский Кубок».


Выиграл его тогда молодой специалист Александр Фомичёв (победитель Московского Конкурса Сомелье, независимый эксперт, соучредитель школы и винного центра Wine People), которому мы и задали вопросы о профессии, работе до и после победы, о конкурсах вчера и сегодня, а также о прошлом и будущем….

* 1. Александр, добрый день! Как Вы вообще пришли «в вино», к профессии? Ведь ваше высшее образование не связано с пищевой индустрией, а о том, кто такие сомелье тогда и вовсе знали далеко не все.*

Я приехал в Москву в 91-м году, поступил в институт, занимался вообще горной физикой, и в какой-то момент оказался в ресторане, причём во французском. С французской кухней, с французским шефом. Туда через некоторое время после открытия ресторана приехал Франк Арди, французский сомелье, и, соответственно, благодаря им мы начали приобретать навыки, знания, умения и общение с вином.

* 2. Как Вы решились участвовать в первом Московском конкурсе? Была ли цель выиграть или, в первую очередь, интерес? Волнительно было? Как-нибудь готовились?*

С некоторого моменты мы начали участвовать в конкурсах. Тогда они были достаточно малочисленные, то есть нас было там участников 5-6… Приезжал Патрик Пажес, я помню, и, в принципе, мы даже не были победителями. Мы были все лауреатами – вот такие были наши знания в то время. Ну и постепенно-постепенно знания наши росли, и в какой-то из периодов начала организовываться уже ассоциация… Тогда ещё не было Российской Ассоциации, но в какой-то из моментов мы начали уже более профессионально выступать.

И вот один из первых моих конкурсов был организован газетой «Винная карта» и проходил под эгидой Московской Ассоциации. И тогда первым я и оказался. Тогда ещё не было Ассоциации российской, соответственно, конкурс не назывался Российским, но это был первый профессиональный конкурс. В жюри был чемпион Франции Серж Дюбс, который курировал судейство. Вот тогда мы все и начали официально и профессионально выступать «на арене».


К конкурсу, конечно, готовились. Тогда ещё было ограниченное количество литературы, интернет практически был «пустой», и, в принципе, по крохам собирали информацию. Поддерживал, конечно, Франк, французское наше окружение – тогда было много иностранцев в России и, в принципе, они нам плотно помогали. Волновались, конечно, и чувствовали какую-то ответственность. Ну, готовились, как могли…

* 3. Было ли что-то на конкурсе, что сильно запомнилось? Может быть, какие-то задания показались неожиданными или наоборот, банальными? Вообще, какие были впечатления?*

Ну, сам конкурс проходил, как и все остальные, ничего сверхъестественного не было. Единственное, вот приезд Сержа Дюбса был знаменательный, и мы были этим воодушевлены. Запомнилось, конечно, количество призов, поездки. В то время достаточно активно мы ездили, и вот один из главных призов был – моя поездка во Францию, посещение Moët-Hennessy и заезд в Dom Perignon, соответственно. Мы жили у Hennessy в их поместье, и поездили, конечно, по Франции. Это дало большой толчок в знаниях. Мы проехали вообще по всей стране: заезжали и в Бургундию, и в Бордо.


Конечно, нам это, ну, мне лично, очень помогло, и, в принципе, такой багаж знаний основу заложил.

* 4. Сегодня, помимо знаний, выигрыш любого крупного конкурса – это важный шаг и толчок в карьере. С ребятами фотографируются, о них пишут блогеры и винная пресса, многие меняют место работы. А у Вас как сложилась профессиональная жизнь после победы? Были ли какие-то резкие изменения? И вообще, победители последних 5-8 лет у всех «на виду», а многие «десятники» слегка в тени. Это сознательно или несправедливость?*

В любом случае любая победа в конкурсе даёт тебе толчок в профессиональной деятельности. Тем более сейчас с учётом того, что очень активно все пользуются соцсетями и, соответственно, любая твоя фотография, любой твой пост сразу выходит в какие-то ротации и ты, конечно, сразу начинаешь мелькать в виртуальном пространстве. О тебе говорят, тебя смотрят, запоминают. К тебе обращаются как профессиональное сообщество, так и твои же клиенты и гости ресторанов.

Так же и про кавистов. Сейчас вот конкурсы кавистов, и я думаю, что любой человек, который где-то начал мелькать и о себе заявлять, конечно, сразу получает информационную поддержку. Его начинают замечать, и он становится уже неким брендом, а это в свою очередь монетизируется и зарплатой, и доходом, и каким-то почётом, уважением.

Хотя и раньше была активная журналистика, в принципе, было то же самое: мы участвовали в дегустациях, которые были освещены в прессе… Сейчас это всё перенеслось в онлайн-среду, в интернет-сообщество. Этим много пользуются, и я думаю, что это очень важный момент.

Что касается ухода из активной деятельности тех, кто был в начале зарождения профессии, мне кажется, это просто немножко переориентация: многие стали заниматься своим частным бизнесом, многие заняты в смежных профессиях. Кто-то виноделом стал, кто-то организовал свою компанию, у кого-то свои предприятия. Кто-то содержит магазины, кто-то работает в своём ресторане. Я считаю, что все остались близки к профессии, так чтобы прям кто-то ушёл и потерялся из поля зрения… Мне кажется, это просто смена приоритетов: из винной тематики сложно уйти, если ты в этом достаточно долго находишься.

* 5. Сейчас Вы сами судите многие конкурсы. Понятно, что задания усложняются, соответствуют требованиям ASI. Как считаете, важен ли этот прогресс? И главное, отражают ли современные задания требования к практической работе сомелье? Или конкурсы уже превратились в некий «спорт»?*

По поводу заданий в конкурсах, да, есть тенденция к усложнению, к более кропотливому подбору вопросов, и участники готовятся более усиленно. Что касается теоретических знаний, даже буквально на этом конкурсе на последнем у нас была дилемма. Финалисты пришли с такой минимальной разницей, что у нас был сложный выбор. Что мы выбираем: или знания теоретические или навыки практические и, соответственно, работу сомелье в зале. И то, и это важно для профессии, поэтому, в принципе, то, что запомнилось мне в последнем конкурсе, был момент этого выбора. И мы коллегиально решили, что введём дополнительный элемент конкурса, и он будет решать, кто же всё-таки станет победителем.

Так, конечно, не хочется, чтобы у тебя в ресторане стоял около стола человек с энциклопедическими знаниями, эдакий «справочник о вине», но при этом который не может качественно подобрать тебе к блюду вино. Или правильно открыть, соблюсти температуру, подобрать бокал. Или вообще не понимающий нюансы ресторанной жизни и сервиса. Здесь должна быть гармония в развитии, в профессиональном становлении, поэтому мы и стремимся, чтобы и теория была на уровне, и в то же время практические знания, навыки, дегустационные способности тоже были развиты. И мы, конечно, за сомелье с гармонией в профессии.

* 6. Сегодня есть люди, которые говорят, что на конкурс надо идти только за победой. И вообще, мол, зачем из года в год участвовать, если не зубришь теорию и не отрабатываешь подачу по три раза в день.


Другие, напротив, считают, что само по себе участие – это стимул узнавать больше, отличный шанс понять свою квалификацию и, вообще, некий «профессиональный праздник». Вам какая позиция ближе? Стоит ли идти на конкурсы тем, кто «реально оценивают шансы»? И что бы вы посоветовали участникам?*

По поводу участия в конкурсах, я считаю, что любой сомелье или человек, который владеет этой профессией или стремится к ней, и участвует в конкурсах, в принципе, идёт туда – и должен идти! – за знаниями, за некой внутренней уверенностью, за моментом общения, потому что в принципе, это такой механизм, через который приобретаются навыки, которые в другой какой-то сфере получить невозможно. Это уникальный опыт и даже если ты понимаешь, что в данном моменте ты не победишь, не займёшь первое место, это некая ступенька. Поэтому в любом случае надо участвовать.

В конце концов мы видим, как из года в год участники, доходящие до финалов, постепенно набирают обороты, уровень и профессионализм ребят растёт. Мы видим некую динамику, которая всегда позитивна! И в любом случае, победители в последующих конкурсах уже не участвуют, поэтому такой умысел тоже может быть: ты в этом году не победил, но победитель ушёл, шансы растут. Понятно, что прибавляется «молодая поросль», ребята приходят в профессию, становятся более профессиональными, и, конечно, вместе с тобой приобретают некие знания. Но у тебя в любом случае повышаются шансы, если ты из года в год участвуешь.

В принципе, я за то, чтобы чаще участвовать. Конкурсов сейчас много: и Московский, и Российский, и Wine Trophy, проводимый Артуром Саркисяном, и Женский конкурс, и региональных сейчас появилось очень много... За год ты можешь в 3-4-5 конкурсах поучаствовать и набраться опыта. Мы стараемся из года в год добавлять какие-то новые задания и всегда стараемся что-то привнести, какой-то элемент неожиданности. Багаж знаний и багаж умений набирается колоссальными темпами.

* 7. Немного философский вопрос. Вы больше 20 лет в профессии. За это время многое изменилось. Есть ли что-то, о чём жалеете? Может, трава была зеленее или наоборот, сегодня всё стало интереснее? И, как считаете, что ждёт профессию сомелье в ближайшем будущем?*

Ну, по поводу философского вопроса, жалею или не жалею, о том, что таким образом всё сложилось… Я считаю, вообще жалеть о том, что было, не стоит. Мне кажется, надо быть благодарным, и я вспоминаю на заре своей профессии, где мы были и кем мы были… И, оглядываясь назад, смотрю на этот путь, который мы прошли вместе с Ассоциацией и с ребятами, которые были всегда рядом... Мне кажется, чудесным образом всё сложилось. Я даже не мог бы предположить, что вот так всё сложится. За это время мы и в конкурсах участвовали, и в поездки ездили, и просто общались. Я считаю, любой человек, будь он и в нашей и не в нашей профессии, должен всё-таки развиваться гармонично, не зацикливаться только на вино, на какие-то профессиональные навыки.

Я считаю, то, что мы прошли за эти 20 лет плечом к плечу с теми ребятами, которые в Ассоциации… Огонь, и воду, и медные трубы. И, в принципе, вот за этот, знаете, за «семейный клан», за семейное такое общение я всем благодарен. И, конечно, каждый из нас, помимо профессии и семью создаёт, и близким помогает, и сам по себе профессионально развивается.

Конечно, я считаю, нужно и вперёд смотреть. Что касается «что нас ждёт в будущем?», конечно, сейчас не самые лёгкие времена, и мне кажется, ребята, работающие в ресторанном бизнесе, смотрят с неким недоумением: что же нас завтра ожидает. Потому что со всеми этими пандемиями один из не самых лёгких моментов. Но, оглядываясь назад на всё, что мы прошли… Там тоже были и дефолты, и кризисы. Но как-то выбрались, было тяжело, конечно, было нелегко.


Но вот как-то преодолели! Я думаю, что не нужно бояться, надо смотреть вперёд всё-таки с надеждой на свои силы, верой в то, что вокруг тебя есть люди… И, я считаю, что, если есть люди такие, как в нашей профессии, которые могут и поддержать, и помочь в трудную минуту, если каждый сомелье это будет чувствовать, это будет то, что касается и Ассоциации, и наших всех профессиональных сообществ. Мне кажется, это большого стоит.

Я думаю, что создавая профессиональные вот эти наши какие-то… узы, каждый должен понимать и стремиться, и создавать вот это «семейное» отношение. Понятна профессиональная часть, но в то же время должно быть понимание, что это наша жизнь, и она тоже идёт, и у каждого есть свои какие-то нюансы, проблемы, заботы. Ну или радости, которыми нужно делиться. И постараться помочь. Я считаю, что то, что мы прошли, что мы создали, уже достойно, и, я думаю, что точно жалеть не стоит.

Я считаю, что впереди будет только лучше!



534 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page